#kiev #ukraine

 

Садимся в воображаемую машину времени и переносимся в конец 18 века. Киев. Старый дворник с самого утра гоняет метлой пернатых хулиганов - столичных ворон. Опять разбросали на улице мусор. Устав от бесполезной борьбы, запыхавшийся дед рухнул на ступеньки. Не спеша, достал старую затертую табакерку из кармана фартука, поднес к серебряным усам и громко нюхнул щепотку бодрящего зелья, добавив для остроты запаха гвоздику и перец. Это были времена, когда в каждом киевском дворе произрастал в неограниченных количествах домашний табак. Но в 1860 году один караим, переехавший из Евпатории в Киев, навсегда изменил психологию таких потребителей, заставив всю столицу курить папиросы. Кроме привитой вредной привычки, успешный бизнесмен успел подарить кое-что и хорошее: лучший архитектурный шедевр в мавританском стиле Владислава Городецкого - столичную кенасу.  

 

Соломон Аронович Коген появился на свет в 1830 году в солнечном городе Евпатория, в доме зажиточного табачного предпринимателя. Помогая отцу вести бизнес, парень решил, что больших денег здесь не заработает. Во-первых, высокая конкуренция: у многих крымчан имелись собственные табачные плантации. Во-вторых, большие поставки турецкого табака через Крым в Российскую империю: цены на товар были на полуострове очень низкими. Тридцатилетней Соломон, взяв в компаньоны другого двадцати трех летнего караима Юфуду Шапшалу, задался единой целью - открыть первую табачную фабрику в Киеве и заработать огромное состояние на папиросах. Таким образом, хорошо просчитав бизнес-план, в 1860 году в самом центре Киева (Крещатик, 17) появился первый табачный завод с магазином. А рядом, в доме №19, поселился сам Соломон Аронович с женой и ее братом Мордехаем Шишманом. Сначала на фабрике работало, включая хозяев, не более двадцати человек. Вскоре предприятие превратилось в крупное и преуспевающее. Десять лет спустя Шапшал продал свою долю компаньону и переехал в Петербург, а Коген успешно продолжил начатое дело.

 

 

Запустив правильную рекламную кампанию, Соломон Коген в 1887 году попал в список рейтинга "Самые богатые киевляне" и занял восьмое место. Реклама, в первую очередь, была ориентирована на молодых. Папиросы стали символом демократии, заменой старых привычек на новый формат свободы. Он стал настолько известен в Киеве, что даже сам Михаил Булгаков упомянул его магазин в своем романе "Белая Гвардия". Лишь старосветские помещики и мещане нюхали табак, чей образ жизни вызывал улыбку у «продвинутого» человека. Лучшая иллюстрация к этим словам — повесть Михаила Старицкого «За двумя зайцами», где «скворчащая папироска» Голохвастова и «нюхательный табачок» отца Прони Прокоповны символизируют конфликт поколений, во многом спровоцированный находчивым предпринимателем из Евпатории.  

 

 

В 1897 году Соломона разбил паралич, что не помешало ему продолжать лично руководить делами и развивать караимскую общину. На средства Когена был приобретен земельный участок на Ярославом Валу, где в октябре 1898 года Исаак Шишман получил официальное разрешение Думы на строительство «каменной синагоги». Но отделка и церемония открытия были отложены в связи со смертью Соломона. Из жизни он ушел 16 ноября 1900 года. Проводить табачного короля в последний путь, о чем сохранились свидетельства в газетной хронике, пришли более трех тысяч человек, в том числе около полутора тысяч работников двух фабрик – его и брата. 

 

 

Кенасса была торжественно открыта в 1902 году. Стены украшенные имитацией каменной резьбы и лепки в виде арабесок создал итальянский зодчий — Елио Саля. Использовался довольно дорогой на то время материал — цемент, а само здание было снабжено электрическим освещением, по последнему слову техники. 

 

Адрес: Киев, улица Ярославов Вал,7